• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2023-12-10 10:41:27 · Статьи

Из бабушкиных сундуков – в музеи

Из бабушкиных сундуков – в музеи
БВ

Есть такая поговорка «Невелик Тула-городок, старше Москвы на годок». Чувствуется в этом некая гордость туляков за свой край.  Да, не столица, но у неё самобытная история, и люди, жившие здесь когда-либо, имели и имеют особые заслуги и владеют своим особым ремеслом. Они мастеровые, способные, могут и пахать, и торговать, и создавать, и защищать.

Во многом развитие тульского края связано с его непосредственной близостью к столице нашего государства – Москве. Не случайно именно на наших землях состоялось такое эпическое сражение, как Куликовская битва. Расположенные на южных подступах к столице земли, населенные нашими предками, служили во все времена и преградой для врага, и житницей, и территорией, где реализовывались глобальные государственные планы.

Именно так были основаны большинство городов тульского края. Например, при основании Богоро­дицка решающую роль в выборе места играла необходимость освоения целинных земель с целью увеличения производства зерна в государстве. Для этого сюда съезжались жители из самых разных мест.

Пер­воначально служилые люди, присланные для защиты крепости, со­ставляли основное население города, но затем здесь появились пер­вые поселенцы, на­правленные «на веч­ное житье». Первые из них прибы­ли они из Ломовского и Керенского уездов Пензенской губернии. Следующие за ними переселенцы прибыли из Калужской и Рязанской земель. Так в одном месте собрались крестьяне и военные, люди с разным укладом жизни, традициями, обрядами, материальным положением.

Ярче всего такая разница проявилась в костюмах жителей Богородицкого уезда. Народный костюм, в частности, парадный, праздничный – это особое материальное наследие, доставшееся нам от предков. По нему можно определить, из каких мест они прибыли, были ли они состоятельными, насколько владели техниками рукоделий, какие могли ткать полотна, какими нитями вышивали, с каким мастерством они это делали и многое другое.

В богородицком дворце-музее хранятся подлинные народные костюмы жителей Богородицкого и окрестных уездов Тульской губернии позапрошлых веков. Какие-то из них были приобретены музейщиками, какие-то получены в дар от потомков их создателей и владельцев. Носили эти вещи наши пра-прабабушки в XIX веке или начале XX века, их внуки и правнуки бережно сохранили, а мы теперь имеем возможность любоваться этой красотой.

Итак, что носили богородчанки несколько сотен лет назад?

Основной предмет одежды – это, конечно, рубаха. Были они разные, парадные и повседневные. Парадные украшались вышивкой, изделиями бранного ткачества, порою с использованием позолоченных нитей. Браное ткачество - одна из распространенных техник узорного ткачества, конечно трудоемкая, но и одна из самых используемых. Местные искусницы ткали узоры сами, с невероятным мастерством и старанием. Нашивали на рукава, ворот, плечи, по подолу рубахи.

    

Сверху рубахи крестьянки Богородицкого уезда носили понёву, иногда изящно подоткнув под пояс, дабы видна была искусная вышивка подола рубахи. Понёва - один из самых древних предметов одежды, появившийся на много веков ранее сарафана (который, кстати, в нашем уезде не носили) и просуществовавший до послереволюционных времен. По понёве можно определить (по цвету, клетке, размеру клетки) - село или уезд, или губернию, откуда родом крестьянка.

Все поневы в первую очередь отличаются цветом: от черного до красно-коричневого. Но самые частые – это темно-синие. Исследователи считают это наследием племен вятичей, чьими потомками мы являемся. Черный цвет привнесли племена, которые обитали севернее Рязани. А красные пришли из праздничного или венчального костюма или западных регионов. Красные поневы носили в Бахметьево, Волово.

Клетка в нашем уезде двух видов: мелкая и крупная. Мелкую клетку в нашей местности встречается чаще. Во второй половине XIX века этнографы отмечают только географические пристрастия к величине клетки. Иевлевская, кузовская, хомяковская, полунинская – мелкая; малевская - крупная. Крупная клетка на поневе - из Тульского уезда. Богато украшенный позументом, блестками, бранным ткачеством с использованием красного цвета низ поневы говорит о ее праздничности. Выходя замуж, в приданое давали от 5 до 16 понев на разные случаи жизни. Она, как и весь костюм, отражала материальный достаток семьи. Поневы очень часто передавались по наследству

Понева – это не совсем юбка. Она не кроится, а шьется из трех полотнищ, четвертая – прошва из однотонной ткани и собирается на талии на гашник-вздержку. Это глухая понева. Распашные, т.е. без прошвы, в Богородицком уезде не встречались.

Обязательный атрибут костюма – пояс. Его ткали со всевозможным искусством, опять же соблюдая традиции местности. Был он длиннее или короче, повязывался порою в два обхвата, обязательно с богато украшенными концами, свисавшими поверх понёвы или юбки.

Юбка праздничная. Тульская губерния, Ефремовский уезд, деревня Пушкари, начало XX века. 

Шерсть домотканая, х/б ткань, бархат, ручная работа. Длина 95 см.

Поступила от Т.Ф.Ильиной в 1987 году.

Пояс 

Тульская губерния, Ефремовский уезд, деревня Пушкари, начало XX века.

Сукно домотканое, шерсть, длина 278 см.

Поступил от Т.Ф.Ильиной в 1987 году

 

Юбки в Богородицком уезде носили крестьянки иного сословия – из семей однодворцев. В конце XIX – начале XX века однодворцами называли потомков военно-служилых людей, которые, начиная с конца XVI столетия, заселяли южнорусские просторы по мере продвижения южной границы Московского государства. Земля давалась им на один двор, они владели ей безвозмездно, могли передавать по наследству своим детям.

Были они более состоятельными, а костюмы их, соответственно, более богатые. Женщины из семьи однодворцев носили юбки-андараки, распространенные в губерниях южнее Москвы. Шили такие юбки из шерстяной домотканины в полоску синего, красного и зелёного цвета в пять-семь полос. Верхний край собирался в складку и обшивался основной тканью или холстом. Застёгивался спереди или сбоку на пуговицу, крючок или продетый в пояс шнур. Иногда андараки по подолу украшали плисовой полосой, кружевом или тесьмой. Андараки однодворок отличались богатой вышивкой гарусными нитками. Также сверху носили пояса.

Иными были и рубахи однодворок, вышивались они совсем другими узорами, нередко и качество ткани было более тонкое, и шилась она более изящными стежками. На экспонатах нашего музея, кстати, это весьма заметно. Украшались ворот, плечи, манжеты рукавов. Красно-черная вышивка смотрелась нарядно, ярко, была искусной, с аккуратной изнаночной стороной. Кофточка с такого рода вышивкой когда-то хранилась у моей бабушки, ткань вещи была тонкая, стежки – мелкие, удивительно ровные, трудно представить, что все это было сделано вручную, такая мастерская была работа.

Платок головной. Тульская губерния, Ефремовский уезд, деревня Пушкари, начало XX века.

Ткань х/б белая, вышивка, шерсть. 110х110см.

Поступила от Т.Ф.Ильиной в 1987 году

 

Похожая по качеству, цвету и узору вышивка использовалась для платков крестьянок. Образец такого хранится в фондах богородицкого музея, по нарядности, аккуратности, симметрии узора его изнаночная сторона ничуть не уступает внешней. Помимо вышивки, платок украшала бахрома, искусно вплетенная по краю.

Глядя на сохранившиеся народные костюмы местных жителей, не перестаешь удивляться, какие мастерицы были наши пра-прабабушки! Созданные ими вещи – настоящие произведения искусства. Согласитесь, посмотрев на них, становишься ближе к нашим предкам и начинаешь лучше их понимать и гордиться ими. Отрадно, что есть люди, которые ещё и сохранили эту красоту для нас, поделились ею. Теперь все это можно увидеть в музеях, куда они перекочевали из сундуков наших бабушек.

Галина Шестова

Рубаха женская  (с косыми поликами на рукавах, южно-русская)

Тульская губерния, Богородицкий уезд, село Малёвка, конец XIX века.

Холст домотканый, нитки шерстяные, перламутровые пуговицы, ручная работа. Поступила от А.Л.Барковской в 1967 году в дар.

 

Понёва с прошвой. Тульская губерния, Богородицкий уезд, деревня Суходол, конец XIX века.

Шерсть домотканая, смесовая ткань, позумент, шерсть, сшита вручную, ручное ткачество, бранное ткачество.

Поступила от З.И.Хонько в дар.

Пояс. Тульская губерния, Богородицкий уезд, конец XIX века - начало XX века.

Ткачество, длина – 400 см

Поступил от Л.И.Сидоровой в 1994 году.

 

Рубаха женская. Тульская губерния, Ефремовский уезд, деревня Пушкари, начало XX века.

Холст домотканый, вышивка.

Поступила от Т.Ф.Ильиной  в 1987 году.

 

      

Куклы авторской работы в народных костюмах Тульской губернии украшают выставку во въездной башне Дворца