• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-04-28 10:17:45 · Наша история

История Михаило-Архангельского храма села Черняевки

История Михаило-Архангельского храма села Черняевки
Фото: Богородицкий дворец-музей и парк

«И да оживут церкви и храмы Твои, и да восстановится связь времен…»

К 120-летию Михаило-Архангельского храма села Черняевки

Пролог

Накануне праздника в честь дня поминовения переноса мощей святителя Николая Чудотворца в мае 2023 года в селе Черняевке Богородицкого района благочинный Богородицкого округа протоиерей Стефан Гривас и настоятель Успенского храма города Богородицка и Никольского храма села Иевлево протоиерей Алексий Резухин освятили памятную доску в честь священномученика иерея Николая Протасова.
Это дает повод поговорить о селе Черняевке, о его прекрасном храме, которому в этом году исполняется 120 лет со дня его освящения и, конечно, о последнем приходском батюшке отце Николае.

Немного истории

Село Черняевка находится на небольшой речке Черняевке (Чернавке) в 15 км. от г. Богородицка. Первое найденное в архивах официальное упоминание о селе относится примерно к 1745 году. И его жители – выселенные крестьяне из соседнего села Иевлево. Первая церковь – деревянная, была освящена во имя Живоначальной Троицы. Упоминается она, начиная с 1748 года. В мемуарах Андрея Тимофеевича Болотова можно найти упоминание о селе Черняевке за 1783 год, и речь в них идет уже о следующем деревянном храме, который был воздвигнут взамен сгоревшего: «Сие село населено лет за 50, первые жители выселены из села Иевлево, а потом присовокуплено еще несколько из Бобриковской волости из с. Люторичи. Ныне в оном селе дворов 70, церковь во имя Михаила Архангела деревянная и уже ветхая.<…> Земля такая ж, как у прочих, только бугроватая, почва глинистая, лугов мало и те по логам, лесные угодья изрядные. Хлебы сеятся: пшеница, рожь, овес и греча и родятся хорошо и продаются в Туле и в Москве». В это время по традиции появляется второе название села – Архангельское, поскольку поменялось название церкви.

Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1867 года существовало церковно-приходское попечительство. Чуть раньше открыли в селе школу грамоты, которая в 1887 году преобразовалась в церковно-приходскую. В состав прихода, помимо самого села, входили близлежащие деревни Щегловка, Озерки, Лидинка и Озерские выселки. И в этих деревнях благодаря заботам церковного причта и прихожан были открыты школы грамоты.

Как отмечают письменные источники того времени, «вследствие вздорожания арендной платы за землю и частых недородов хлеба, такое занятие плохо вознаграждает крестьян, пожертвования храму были невелики, богатых сельчан не было вовсе». Однако при таком положении дел в 1895 году всё-таки был поднят вопрос о построении нового каменного храма взамен обветшавшего деревянного.

Началась стройка

Её инициатором, вдохновителем и руководителем стал настоятель храма Александр Васильевич Архангельский (1870-10.12.1909). Когда местные средства истощились, и казалось, что дело встанет, отец Александр попросил разрешения у епархиального начальства начать сбор. Он напечатал в разных газетах воззвания о помощи на построение храма. И средства потекли со всех сторон бескрайней нашей Родины: с Кавказа, Сибири и Средней Азии. Всем жертвователям отец Александр письменно отвечал, что их приношения приняты с благодарностью, и, что молитвы за их родственников будут непрестанно возноситься пред престолом храма села Черняевки. Отец Александр вместе со старостой Кириллом Зуевым улаживал строительные дела, следил за исполнением отделочных работ. К осени 1903 года храм был готов. Очевидцы отмечали: «И какой вышел величественный храм! При своей наружной красоте, он внутри имел все удобства теплого благоустроенного здания».

С того далёкого времени нам остались свидетельства, повествующие о 19 ноябре (по старому стилю) выше упомянутого года, когда произошло самое главное событие – освящение храма. Вот как это было описано: «Восемнадцатого вечером совершено всенощное бдение при участии местного благочинного протоиерея Ильи Никольского (1833-1907), шести священников и трёх диаконов. Храм был переполнен молящимися. Стройное пение соборного хора из города Богородицка, при общей торжественной обстановке, производило весьма отрадное впечатление не только на простолюдинов, большинство которых, вероятно, подобного никогда не слыхало и не видало, но и на людей, сравнительно образованных. На другой день, обычным порядком, торжественно были совершены чин освящения храма и затем первая божественная литургия в нём, на которой заботливый строитель и настоятель оного отец Александр произнес назидательное слово. В своём слове добрый пастырь, находясь под влиянием совершающегося религиозного торжества и делясь радостью со своими духовными детьми, буквально излил пред ними всю свою душу». Как добавляет свидетель происходящего: «Это была высокоторжественная минута!».

Интересно, что главный престол был освящен во имя Святой Троицы, правый придел – во имя Архистратига Михаила (левый придел был еще не готов к тому времени). Обычно каноническое название церкви определяет главный престол. Но, тем не менее, храм во всех документах именовался Михайло-Архангельским.

После освящения последовали дары для вновь построенного храма. Например, неизвестные благотворители пожертвовали посеребренный подсвечник стоимостью 120 рублей. Протоиерей Иоанн Янышев (1826-1910) – доктор богословия, писатель, духовник императорской семьи, подарил два священнических и одно диаконское шелковые облачения и две иконы – «Спаситель» и «Преображение Господне» На этом, конечно, перечень не ограничился: дорогие ковчеги, сосуды, сень над плащаницей, украшенная лампадами, большое распятие художественной работы, иконы в дорогих киотах.

История построения этого храма является подтверждением того, как при скудных средствах «из лепты трудовой вырастают храмы Божия по лицу земли родной». Но постоянное напряжение и волнения по поводу строительства подорвали здоровье настоятеля. У него начались сильные головные боли. В это же время у него сгорел дом со всем имуществом. Несмотря на это, о. Александр продолжил отделку храма, построил новую деревянную ограду, приобрел киоты, устроил хоры для певчих, заказал и установил в 1909 году иконостас в третий (левый) придел – в честь Вознесения Господня.

Но вместе с окончанием работ в храме окончил он и свой земной путь. Его здоровье не выдержало нагрузки, и он скончался от болезни мозга 10 декабря 1909 года в возрасте 39 лет. Отец Александр был похоронен недалеко от храма.

В последующие годы в нем служили о. Михаил Никольский (1870-?), о. Евгений Бажанов (1889-?), о. Василий Галунский (?), о. Николай Архангельский (1893-?), о. Михаил Соколов (?), о Иаков Евтеев (1878-?), о. Анатолий Поликарпов (1888-1937). Отца Анатолия арестовали, осудили еще в 1929, расстреляли в 1937 году. Вчитываясь в этот список, напрашивается вывод, что многие из них погибли в годы репрессий.

В июне 1937 года были арестованы члены церковного совета Михаило-Архангельской церкви: Акулина Николаевна Соломасова (14.07.1886-1937), Мария Алексеевна Грибкова (1880-1937), председатель церковно-приходского совета Акулина Алексеевна Морозова (1778-1937). Решением тройки при УНКВД по Московской области от 10 сентября 1937 года все арестованные были приговорены к высшей мере наказания. Они были расстреляны 14 сентября 1937 года на Бутовском полигоне по обвинению в принадлежности к контрреволюционной кулацкой диверсионной группе и контрреволюционной агитации. Реабилитированы Тульской областной прокуратурой 16 мая 1989 года.

С 1933 по 1937 годы в церкви села Черняевки служил священник Николай Константинович Протасов. Отец Николай, сын священника, родился 21 ноября 1867 года в селе Ивановское, что на реке Плавице Чернского уезда (ныне Плавский район), окончил Тульскую духовную семинарию в 1889 году, священнический сан принял в 1890 году, служил священником с. Покровское на Железнице Одоевского уезда.

Первый раз он был арестован в 1930 году сроком на один год по обвинению невыполнения хлебозаготовок. Потом снова арест по обвинению невыполнения госплатежей. Приговор два года. В мае 1933 года о. Николай приезжает в Черняевку. Через три с половиной года снова арест и обвинение: «Высказывал террористические настроения, направленные на свержение советской власти и уничтожения членов ВКП(б), восхвалял фашистский строй и распространял клеветнические провокационные слухи». В тюрьме города Ефремова он просидел с 5 января по 9 сентября 1937 года. Приговор – 5 лет ссылки в Казахстан. В Чаяновском районе Южно-Казахстанской области его осудили тройкой при УНКВД по групповому делу «Следственное дело иеромонаха Гавриила (Владимирова) и др., г. Чимкент, 1937 г.». Виновным себя он не признал. 19 ноября 1937 года его расстреляли в местечке Лисья Балка. Иерей Николай Протасов был реабилитирован 6 июля 1990 года и канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 года.

Короток оказался век храма. Церковь закрыли в 1937 году. Глядя на фотографии ее руин, поневоле видишь за ними и былую красоту, и благолепие. По сохранившимся архитектурным элементам угадывается русско-византийский стиль храма, достаточно редкий в наших местах. А воображение дорисовывает несохранившиеся купола с золочеными главками и крестами, сверкающими на солнце, и уже как будто слышится колокольный звон на всю округу.

Возрождение храма в селе Черняевке – это не мечты, а вполне реальные дела. И за ними стоят радеющие за наше будущее люди, среди которых настоятели богородицких храмов Алексей Резухин и Стефан Гривас, а также энтузиасты Игорь Никонов, Михаил Воротилин и многие другие.

Автор благодарит Тамару Владимировну Георгиевскую за предоставленные материалы по биографии Николая Протасова.

 

Перова Ольга Владимировна,

заведующая культурно-образовательным отделом Богородицкого дворца-музея и парка